Сотрудники вели клиентскую базу в Excel, заявки принимали на электронную почту или через сайт, счета оформляли в «Контур Эльба», задачи фиксировали на канбан-досках. Но это не помогало — они все равно медленно обрабатывали заявки и часто забывали перезвонить заказчикам.
— компания из Екатеринбурга, которая брендирует сувенирную и рекламную продукцию бизнеса и госпредприятий. Есть производство сувениров и полиграфии в России и Китае.
Если клиент просил повторить заказ, приходилось полчаса перечитывать предыдущий договор. Ведь в компании не было базы с историей взаимодействия с заказчиками.
А еще было непонятно, к какой сделке относится договор — номера сделок и документов были разные. Чтобы разобраться в путанице, менеджер каждый день тратил на проверку 1 час.
Из-за этих проблем компания теряла около 15% заявок в месяц. В зависимости от размера заказа эта потеря составляла от 70 до 700 тыс. рублей.
Задачи:
Мы сами настроили систему под свои процессы. Для этого смотрели обучающие видеоролики на YouTube-канале S2 CRM, читали «Справку», иногда обращались в техподдержку. Раньше мы работали в других CRM, поэтому знали, какие функции нам нужны и как их настроить. Вот что мы в итоге сделали.
Базу подгрузили из Excel в CRM за несколько минут. Карточка — это место, где хранится вся информация о клиенте, его покупках и переписка с ним. В таких карточках есть стандартные поля («Название», «Адрес» и т. д.). Нам их не хватало, и мы дополнительно задали свои поля:
Некоторые поля в карточке мы сделали обязательными, чтобы менеджеры не могли сформировать карточку, пока не укажут важные пункты:
Когда все поля в карточках клиентов, заявок и сделок заполнены правильно, в S2 легко настроить автоматические сценарии. Подробно о них расскажу дальше. Здесь отмечу, что цепочка действий менеджеров стала короче, а работают они быстрее.
В карточках заявок добавили вкладки «Уведомления» и «Доставка». В первой мы включаем или отключаем рассылку клиентам уведомлений по email и SMS. Предварительно спрашиваем, хотят ли они их получать.
Во второй указываем условия доставки. Раньше приходилось искать в договоре, как клиент хочет получить заказ: самовывозом или через доставку. Теперь эта информация есть в карточке заявки:
Их два вида: для заявок и для сделок. В первую воронку на этап «Не обработана» попадают новые заявки. Оттуда менеджеры их разбирают и запускают в работу — в воронку сделок. После общения с заказчиками они перемещают заявки на этапы:
Воронка «Сделки» также поделена на этапы, между которыми менеджеры перемещают карточки сделок, а я вижу всю работу компании прямо на своем компьютере.
Мы загрузили в CRM шаблоны своих договоров и настроили их автоматическое заполнение. Теперь, если все поля в карточке клиента заполнены (ФИО, название компании, адрес, ИНН, реквизиты и т. д.), то они подтягиваются в нужные строки договора автоматически. Благодаря этому менеджеры почти не тратят времени на заполнение бумаг.
Интегрировали S2 с электронной почтой, сайтом, IP-телефонией. Теперь в карточках фиксируется переписка с клиентами по email и SMS, а также сохраняются записи разговоров из телефонии. Так мы решили проблему с повторами предыдущих заказов постоянных клиентов, потому что за пару минут можем восстановить всю историю взаимодействия с ними.
Подключили интеграцию с сервисом SMS-рассылок. Также мы отправляем из CRM SMS-визитку после первого звонка заказчику. Это нужно для того, чтобы клиент случайно не потерял наши контакты. Мы делаем это вручную, так как не все клиенты соглашаются получать SMS.
Интеграция с банком. С перечисленными сервисами у S2 есть готовые интеграции, поэтому их удалось подключить очень просто. Но еще мы хотели настроить интеграцию со своим банком, чтобы видеть в CRM информацию по счету и не заходить отдельно в личный кабинет на сайте банка.
Готовой интеграции у S2 не оказалось, но мы настроили ее сами. Теперь вся информация по входящим и исходящим финансовым операциям автоматически подгружается в CRM-систему, и мне не нужно несколько раз в день делать скрины платежек с сайта банка или создавать выписку.
Кроме того, интеграция с банком помогает с расчетом зарплат. Все доходы и расходы компании по сделкам подгружаются в CRM автоматически.
Заявки с почты и сайта попадают в систему и отображаются в столбце «Не обработана». Заходить на почту и на сайт больше не нужно: открываешь CRM — и видишь все заявки.
Также мы настроили автоматическую отправку SMS-уведомлений и email клиентам при смене этапов сделки, чтобы они знали, когда заказ отдали на производство и когда он готов.
Если клиенту нужен самовывоз, то в сообщении приходит адрес, откуда забрать заказ. А если доставка, то в тексте написано, что покупку скоро привезут по такому-то адресу, который автоматически подгружается из базы данных CRM.