Мы не ставим цели сделать обзор существующих CRM-систем. В статье мы с экспертами обсудим характеристики, присущие CRM для малого бизнеса, на основании которых вы сможете самостоятельно подобрать конкретное IT-решение.
Часто представители малого бизнеса считают, что без CRM запросто можно обойтись. Во многом это связано с тем, что предприниматели просто не знакомы с возможностями CRM-программ. Давайте сразу расставим точки над «и», перечислив, какие проблемы помогает решить CRM:
- Отсутствие наглядной аналитики и отчетов. CRM отображает отчеты в виде графиков и диаграмм, которые помогают в режиме онлайн отслеживать сумму сделок и их распределение по воронке продаж, количество новых клиентов, их источники, этапы продаж, на которых отсеивается больше всего лидов и т.д.
- Сложность контроля за сотрудниками. Даже в небольшой компании трудно уследить за сотрудниками: все ли поручения они выполнили, уложились ли в дедлайны, не забывают ли перезванивать клиентам и обрабатывать заявки. CRM фиксирует все задачи, напоминает о сроках, записывает телефонные звонки и уведомляет о просроченных делах.
- Сложность передачи дел. Если менеджер уходит в отпуск или увольняется, возникает вопрос — как передать его клиентов и сделки другому сотруднику? CRM автоматически переназначает ответственного и по каждому клиенту ставит задачи на каждом этапе продажи. Новый сотрудник моментально входит в курс дела.
- Хаотичный учет данных. Когда контакты клиентов и новые заявки записываются на стикерах, сложно «поднять» историю и быстро обработать запрос. CRM в удобных карточках хранит всю историю работы с клиентом: контакты, покупки, записи звонков, письма, счета и платежи.
- Ошибки из-за человеческого фактора. Один сотрудник забыл обработать заявку, другой не вовремя выслал прайс, третий не перезвонил клиенту, четвертый не смог обработать возражения — в итоге четыре клиента потеряны. CRM автоматизирует бизнес-процессы, захватывает заявки из почты, с сайта и соцсетей, сразу ставит по ним задачи, дает скрипты и напоминает о сроках.
Хотя представители малого бизнеса с осторожностью относятся к дополнительным расходам, затраты на CRM окупаются с лихвой .Согласно исследованию одного из крупнейших в мире производителей программного обеспечения, компании IBM, внедрение CRM приводит к серьезному росту важнейших показателей.

Малый бизнес или большой — в любом случае CRM должна быть функциональной, удобной и гибкой. Согласно исследованиям специалистов в области создания цифрового контента из компании Ziff Davis, при выборе CRM пользователи в первую очередь обращают внимание именно на удобство работы в системе.

В то же время специалисты по внедрению лучшей CRM для малого бизнеса советуют прежде всего изучить другие факторы.

— Я рекомендую обращать внимание на модульность системы, а именно на два фактора. Первое — возможность гибко настраивать каждый элемент системы под индивидуальные потребности своей компании, а также «отключать» неиспользуемые функции и модули программы, удаляя их из интерфейса. Второе — возможность, оставаясь в «облаке», «допиливать» программу под нужды своего бизнеса, дополняя функционал необходимыми опциями.
В целом при выборе IT-решения эксперты обращают внимание на совокупность критериев:
- Функциональность
- Простоту и удобство работы
- Гибкость настроек
- Возможности интеграции
- Отчёты и статистика
- Возможность дополнения функционала
- Настройки прав доступа
- Техническая поддержка