Блог S2: от тех и для тех, чей подход имеет значение

5 способов мотивации руководителя отдела продаж

Под способами мотивации сотрудников рассматриваются и бонусы за продажи, и возможность карьерного роста, и комфортное рабочее место. Мы решили рассказать о материальных способах мотивации, причем не рядовых сотрудников, а руководителей отделов продаж, ведь именно они должны задавать настрой менеджерам.

Содержание

I. Из чего складывается мотивация РОПа
1. Твердый оклад
2. Премия за выполнение и перевыполнение плана продаж
3. Надбавка за стабильность выполнения плана
4. Личные продажи и KPI для РОПа
5. Удержания и штрафы
II. Как контролировать руководителя отдела продаж, чтобы не убить его мотивацию

Из чего складывается мотивация РОПа

Коуч по построению отделов продаж Екатерина Уколова провела интервью с владельцами малого бизнеса. По итогу она составила список из пяти действенных способов мотивации руководителя отдела продаж, которые позволяют увеличить прибыль компании до 300%:

  1. Твердый оклад;
  2. Премия за выполнение и перевыполнение плана отделом продаж;
  3. Надбавка за стабильность выполнения плана (от 2-х месяцев);
  4. KPI по личным продажам;
  5. Удержания и штрафы.

Твердый оклад

Размер фиксированной части зарплаты должен обеспечивать руководителю определенный «фундамент», а премия — стимулировать на достижение целей компании.

Бизнес-тренер Вадим Дозорцев уверен, что фиксированная часть обязательно должна присутствовать и ни в коем случае не должна зависеть от выполнения плана продаж, так как эту сумму руководитель получает за факт выполнения управленческих функций.

Вадим Дозорцев,
эксперт в области управления продажами:
— Специфика бизнеса влияет на соотношение постоянной и переменной части. В отраслях с долгим циклом продаж лучше выстраивать это соотношение 50/50. В бизнесе с традиционным циклом фикс должен быть выше, а премия — составлять 20-30% от прибыли.

Премия за выполнение и перевыполнение плана продаж

Главная цель РОПа —  выполнение плана продаж компании. Следовательно, его личная премия от суммы плана должна быть самой сильной мотивацией.

Екатерина Уколова, бизнес-тренер и основатель компании Oy-li, предлагает такой вариант мотивации руководителя отдела продаж:

  • план выполнен на 80% или меньше — премиальная часть не выплачивается;
  • от 81% до 100% — РОП получает премию;
  • план перевыполнен — премию в двойном размере.

Из чего складывается премиальная часть?

Екатерина Уколова,
бизнес-тренер и основатель компании Oy-li:
— Можно рассчитывать премиальную часть, исходя из основной. Например, премия — 10% от оклада. Другой вариант — когда премия составляет определенный процент от объема продаж. Допустим, РОП выполнил план и за это получает 0,015% от объема продаж компании.

Читать по теме
Как рассчитать план продаж                                                                                                                                 

Надбавка за стабильность выполнения плана

Ее выплачивают РОПу не как получится, а только если отдел продаж выполнял план 2 месяца подряд и более. Чтобы способ был эффективным и действительно мотивировал, Константин Бакшт советует разбить сумму бонуса на две части:

  • бонус за выполнение плана отдела в текущем месяце — должен быть не очень большим;
  • бонус за удержание этого плана второй месяц подряд — должен быть побольше, чтобы ради него РОПу было интересно работать.
Константин Бакшт,
директор компании Baksht Consulting Group:
— Допустим, мы назначили бонус за стабильность в размере 40 тыс. рублей за выполнение плана два месяц подряд. Тогда бонус за выполнение плана оценим в 30 тыс. рублей. Получается, если отдел продаж не выполнит план в текущем месяце, то РОП недополучит 30 тыс. + 40 тыс. рублей. Также он не получит 40 тыс. рублей и в следующем месяце, даже если план будет выполнен. Такой прогноз потерь должен хорошенько мотивировать РОПа на увеличение продаж.

Личные продажи и KPI для РОПа

Чтобы менеджеры прислушивались к руководителю, он должен быть для них примером: закрывать сделки с высокой конверсией, решать нестандартные ситуации, работать с VIP-клиентами. Чтобы он не потерял эти навыки и периодически демонстрировал их подчиненным, личные продажи необходимо включить в список его KPI. Но бонус за личные продажи не должен быть высоким, иначе РОП просто забудет про свой коллектив и потеряет интерес к управлению.

Что можно включить в KPI руководителя?

Екатерина Уколова,
бизнес-тренер и основатель компании Oy-li:
В KPI РОПа можно включить:
 
1. Результаты работы отдела продаж. Например, какой процент от общего плана был выполнен за текущий период.
 
2. Результаты каждого отдельного сотрудника. Например, если 10 из 10 продавцов показали результат не ниже 80% от личного плана, то РОП сработал хорошо. Если 2 из 10 сотрудников — эффективность оставляет желать лучшего.

Читать по теме
Как увеличить продажи: 14 способов                                                                                                                               

Удержания и штрафы

Удержание части заработанной суммы собственники бизнеса применяют, чтобы устранить постоянные недочеты. Вадим Дозорцев объяснил, за что стоит стоит оштрафовать руководителя отдела продаж:

  • ошибки в отчетах;
  • сокрытие проблем, связанных с управлением.

Но прежде нужно выяснить причину этих проблем и применять удержания только в том случае, если РОП сделал это намеренно. Если же у него просто недостаточно управленческих знаний, то полезнее будет отправить его на обучение.

Как контролировать руководителя отдела продаж, чтобы не убить его мотивацию

Для того, чтобы система мотивации руководителя отдела продаж работала, РОП должен понимать, каких результатов от него требуют, а также видеть, какие показатели он выполнил в текущем месяце, а какие нет, и какой бонус был начислен. В противном случае может возникнуть путаница, и руководитель отдела продаж лишится части честно заработанных денег, а значит, вы лишитесь его лояльности. Прозрачное и понятное начисление бонусов возможно в правильно настроенной CRM-системе.

Например, в S2 CRM можно поставить KPI, в пару кликов сформировать отчеты, чтобы отслеживать результаты отдела продаж и личные результаты РОПа.

В системе директор компании ставит руководителю отдела продаж личные цели в зависимости от его KPI и в режиме онлайн видит, сколько процентов сотрудник выполнил и сколько ему еще осталось до дедлайна. Кроме того, система позволяет отслеживать результаты каждого конкретного менеджера и контролировать, насколько качественно РОП выполнил свою управленческую работу.

Личный цели сотрудников в S2 CRM
Так выглядит окно с личными целями сотрудника в S2 CRM.

Автор: Дарья Милакова

Пользуйтесь S2 CRM семь дней бесплатно

За это время вы поймете, подойдет ли CRM для вашей компании: как работает IP‑телефония, e-mail и sms-рассылки, удобно ли ей пользоватся сотрудникам.

Оцените статью по пятибалльной шкале

Средняя оценка 2.3 / 5. Количество оценок: 20

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.