По данным агентства «РБК.Исследования рынков», за последние 6 лет количество россиян, которые обращаются в государственные больницы, уменьшилось на 7%. Зато уже каждый второй житель страны за минувший год хотя бы раз получил медицинскую помощь в частных учреждениях. Сервис частных больниц явно притягивает все больше клиентов, поэтому если вы задумались насчет открытия своей клиники, сейчас самое время. Читайте в нашем обзоре, как открыть клинику с нуля и сколько это стоит.
Содержание:
I. Открытие юрлица и получение лицензии
1. ИП или ООО?
2. Лицензия
II. Оснащение рабочих мест
1. Оборудование, мебель, расходники
2. Программное обеспечение
III. Набор персонала
IV. Сколько стоит открыть частную клинику
Открытие юрлица и получение лицензии
Первое, что нужно, чтобы открыть частную клинику, — зарегистрировать юридический статус и получить лицензию. Без этого вы не имеете права оказывать медицинские услуги.
ИП или ООО?
Постановление Правительства «О лицензировании медицинской деятельности» разрешает регистрировать клинику и с тем, и с другим статусом. Однако индивидуальный предприниматель может оформить лицензию только на один вид деятельности в соответствии со своей квалификацией и не имеет права нанимать других специалистов, даже с такой же квалификацией. А общество может получить лицензию на сколько угодно видов деятельности. Значит, если вы планируете набрать в клинику штат специалистов, то однозначно придется оформлять ООО. ИП подойдет для частного кабинета, где вы будете работать в одиночку.
Лицензия
Это документ, который дает клинике право оказывать разные виды медицинских услуг. В нем перечисляется, что именно разрешено проводить сотрудникам учреждения. Оформление лицензии растягивается на срок от 45 дней до полугода. Процесс осложняется тем, что для каждого вида деятельности, который будет в ней прописан, нужно подготовить помещения и получить разрешение от Роспотребнадзора на их использование, набрать сотрудников и предоставить их дипломы. Процесс проходит в 4 этапа:
2. Набор персонала. Этап актуален только для ООО. Лицензирование проводится при наличии дипломов и квалификационных документов будущих сотрудников организации. Поэтому сначала наберите штат, а потом добивайтесь лицензии.
3. Получение заключения от Роспотребнадзора. Туда нужно отнести пакет документов и дождаться подтверждения, что ваше помещение соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.
4. Сбор документов для лицензирования. Собирайте все, что получили на предыдущих этапах, и напишите заявление в Росздравнадзор. Вот список:
- заявление на получение лицензии в установленной форме;
- копия санитарно-эпидемиологического заключения;
- ИНН;
- учредительные документы, если открыто ООО (у ИП их нет);
- копии дипломов всех работников;
- чек по оплате госпошлины.
Всю кипу документов нужно отвезти в территориальное отделение Росздравнадзора и сдать по описи, либо отправить заказным письмом с описью. После положительного решения о выдаче лицензии свидетельство нужно забрать лично в течение 3 дней.
Оснащение рабочих мест
Оборудование, мебель, расходники
Список оборудования будет зависеть от того, чем вы планируете заниматься. Например, если вы открываете клинику репродукции, то вам вряд ли потребуется МРТ, рентген и стоматологическая установка. А вот аппарат УЗИ и криоаппараты будут нужны.
Кроме оборудования понадобятся вспомогательные предметы для проведения процедур. Их количество зависит от масштабов клиники, перечня услуг, числа кабинетов и потока пациентов:
- стойки для капельниц;
- медицинские инструменты и расходники (пинцеты, шприцы, бинты и т. д.);
- медикаменты;
- бактерицидный рециркулятор воздуха и т. д.
Не забудьте о мебели для кабинетов и для лечебных целей. Если вы составляете план, как открыть стоматологическую клинику, то предусмотрите специальные кресла для пациентов, а если хотите открыть детскую клинику, то закупите мебель для игровой зоны ожидания и т. д. Вот минимальный список мебели, которая вам может пригодиться:
- кушетки;
- каталки;
- стулья;
- шкафчики для медикаментов и расходников;
- операционные столы/стоматологические/гинекологические кресла;
- мебель и оргтехника для кабинетов врачей и административного персонала.
Программное обеспечение
Если раньше в регистратуре все записи велись в рукописных журналах, то сегодня для работы с пациентами используют специальные программы — CRM-системы. В них можно записывать клиентов на прием, вести карточки, фиксировать историю лечения, а еще управлять всеми сделками и оплатами. Посмотрим основные возможности этих программ на примере системы S2 CRM:
1. Можно вести электронную карту пациента. В отдельных вкладках в системе сохраняется вся необходимая врачу информация:
- общие данные: ФИО, возраст, диагноз и любые другие сведения;
- журнал записей: информация обо всех визитах пациента в клинику;
- осмотры: протоколы каждого визита с деталями по назначениям и лечению;
- счета: информация обо всех оплатах клиента;
- история работы с клиентом: справа в карточке содержатся все пометки врача и администратора, письма от клиента, запись звонков.

2. Курс лечения (список лекарств и дозировку) можно распечатать в один клик и отдать клиенту: вы вписываете в карточку клиента, какие лекарства надо принимать, а CRM автоматически оформит данные в красивый рецепт. Вы можете создать брендированный шаблон рецепта, и он будет заполняться сам.
3. Удобно вести запись клиентов к специалистам в интерактивном календаре, причем как на индивидуальный прием, так и на групповой (например, на ЛФК).
В нем можно задать график работы всех врачей, и CRM будет показывать свободные окна для записи. Это исключает риск по ошибке записать на одно время несколько пациентов: система просто не даст это сделать. Кроме того, в один календарь можно добавить неограниченное количество специалистов. А еще можно завести несколько календарей для управления разными филиалами клиники.

4. CRM можно интегрировать с сайтом и настроить на нем виджет записи на прием, чтобы пациенты могли, зайдя к вам на сайт, записаться к врачу онлайн, выбрав специалиста и удобное время. А вы в CRM увидите эту запись как новую заявку.
5. Если интегрировать систему с сервисом SMS-рассылки, то можно рассылать клиентам напоминания о предстоящем приеме: так они не забудут прийти и станут более лояльными.
Набор персонала
Следующий этап открытия частной клиники — формирование коллектива.
Владимир Донкин, управляющий партнер агентства по увеличению прибыли медицинских клиник «Донкин и партнеры» предлагает использовать следующие каналы поиска:
1. Сайты для размещения вакансий:
2. Профильные площадки:
3. Профильные медицинские соцсети:
4. Социальные сети. Можно разместить вакансию на своей странице и попросить знакомых сделать репост. Также в соцсетях есть городские сообщества, группы разных медицинских вузов.
5. Вузы и ссузы. Вы можете приглашать на работу выпускников или студентов медицинских вузов. Как правило, в каждом городе таких заведений ограниченное количество. Позвоните в учебное заведение и узнайте контакты человека, который отвечает за прохождение практики студентов. Также вы можете разместить вакансию через студсовет или профком.
Количество сотрудников каждая клиника определяет самостоятельно. Однако есть главный принцип: обязанности руководителей, врачей и администрации должны быть разделены.
Сколько стоит открыть частную клинику
А теперь самое интересное. Посчитаем по порядку, сколько нужно денег на все это.
1. Регистрация в налоговой и получение лицензии.
ООО | Госпошлина: 4000 + 1000 рублей за каждого учредителя, если их больше одного.
Юридический адрес: если здание будущей клиники у вас в собственности, то он оформляется бесплатно; если оно арендовано, то адрес придется купить минимум за 2000 рублей.
Изготовление печати: 1000 рублей.
Уставной капитал: минимум 10 000 рублей.
Открытие расчетного счета: бесплатно. |
ИП | Госпошлина: 800 рублей.
Юридический адрес: не обязателен, можно зарегистрироваться по месту прописки без дополнительной платы.
Изготовление печати: не обязательно.
Уставной капитал: не требуется.
Открытие расчетного счета: бесплатно, требуется только в том случае, если вы планируете заключать договоры на сумму более 100 000 рублей. |
Лицензия | Госпошлина: 7500 рублей |
2. Ремонт и покупка оборудования.
В таблице мы указали актуальные цены на оборудование по данным Яндекс.Маркет. Но имейте в виду, что они меняются в зависимости от региона, вида оборудования, числа видов деятельности, площади помещения. К тому же можно сэкономить, взяв оборудование и технику в лизинг или б/у.
Ремонт с учетом санэпидзаключения | 190 000 рублей |
Аренда (в регионе, от 70 кв. м.) | от 40 000 рублей/месяц по данным cian.ru |
Аренда (в столице, от 70 кв. м.) | от 160 000 рублей/месяц по данным Сian.ru |
Стоматологическая установка (кресло+инструменты) | 500 000 рублей |
Рентген | 140 000 рублей |
Расходные материалы и медикаменты | 80 000 рублей |
Покупка мебели и оргтехники | 40 000 рублей |
Внедрение CRM-системы | от 300 рублей за 1 пользователя в месяц |
Незапланированные траты | 20 000 рублей |
Период окупаемости узкоспециализированной клиники составляет 2-3 года, а зарплаты врачам, аренду помещения и коммуналку надо платить с самого начала. Поэтому стоит иметь финансовую подушку около 1,5 млн рублей.
3. Зарплаты.
В каждом регионе они различаются. Поэтому мы изучили рейтинг городов России по уровню жизни и выбрали Белгород как город, где разница между зарплатами и прожиточным минимумом имеет среднее значение по сравнению с остальными городами из этого списка. Изучив вакансии медицинских центров на HeadHunter, мы вывели примерные зарплаты врачей и медсестер в этом городе. Допустим, нам нужно открыть все тот же стоматологический кабинет. График работы будет ежедневный, значит, нужно набирать сменный персонал.
Врач-стоматолог (2) | 50 000 |
Медсестра (2) | 25 000 |
Администратор (2) | 30 000 |
Санитарка | 18 000 |
Бухгалтер | 30 000 |
Итого 258 000 рублей. Прибавьте сюда по 13% НДФЛ за каждого человека: общая сумма налогов на всех составит 28 990 рублей. Получается, ежемесячный фонд зарплаты для 10 человек в среднестатистическом городе составляет 286 990 рублей. Это примерная сумма, которую необходимо заложить на зарплаты сотрудникам при открытии клиники.
Выходит, чтобы открыть небольшую клинику, рассчитанную на один вид деятельности, и оформить ее как ООО, нужно около 1,3 млн рублей. Плюс иметь в запасе не меньше 1,5 млн рублей.
Вот основные шаги, как открыть частную клинику. Не забывайте, что успех зависит от лояльности ваших клиентов. Напоминайте им о приеме, ведите электронные карточки, показывайте, что знаете их историю болезни, и они точно не уйдут в другую клинику. Все это возможно с CRM-системой. Начните вести бизнес правильно с первых дней: регистрируйтесь в S2 CRM и тестируйте ее бесплатно первые 7 дней.
Автор: Дарья Милакова, Наталья Хальзова
Пользуйтесь S2 CRM семь дней бесплатно
За это время вы поймете, подойдет ли CRM для вашей компании: как работает IP‑телефония, e-mail и sms-рассылки, удобно ли ей пользоватся сотрудникам.
Добавить комментарий