Собирайте больше лидов, быстрее работайте с клиентами и принимайте решения
Организуйте работу любых отделов, автоматизируйте аналитику и контроль
Управление любыми ресурсами, неограниченная гибкость, решение в закрытом контуре
Решение для компаний, ключевым процессом которых являются прямые продажи
Решение для компаний, производящих любые виды товаров
Решение для компаний, работающих в сфере B2B
Решение для компаний, работающих в сфере услуг
Решение для компаний, оказывающих услуги в сфере доп. образования
Решение для компаний, для которых ключевыми являются процессы набора персонала
Решение для компаний, предоставляющих медицинские услуги
Решение для компаний, оказывающих любые виды транспортно-логистических услуг
Торговля людьми в России отменена ещё с 1861 года… Тем не менее, давайте попробуем их купить. А точнее купить готовых клиентов для вашего бизнеса. Главная загвоздка в том, что как и йогурты, не все варианты покупки лидов одинаково полезны. И легальны. Мы собрали разные методы покупки лидов и спросили мнение юристов об их законности.
Почему вообще стоит беспокоиться о легальности покупки? Дело в Федеральном законе «О персональных данных» (N 152-ФЗ), который ограничивает хранение и распространение персональных данных потребителей. Штраф за нарушение закона — от 10 000 до 75 000 рублей за каждое обнаруженное нарушение, что может вылиться в крупную сумму.
Но даже прочитав документ трижды, мы не до конца поняли, где грань между законной и незаконной передачей информации. А это может быть важно, если вы захотите купить клиентов на сайт.
Контактные данные потенциальных клиентов можно купить в специальных конторах, которые называют продавцами лидов. Они могут предоставить покупателю базовые данные о клиенте:
Перед тем как продать вам клиентов, продавцы лидов должны их как-то заполучить. Рассмотрим несколько основных способов и оценим их законность.
Дисклеймер: Мы не рассматриваем однозначно «черные» варианты того, как купить клиентов в интернете, вроде продажи краденных баз данных. И, конечно, не несём ответственности за то, какими инструментами оперирует тот или иной продавец лидов. Наша цель – сформировать у вас общую картину этого рынка.
Для большинства направлений бизнеса существуют специальные платные площадки, где клиенты оставляют заказы/заявки, а компании, работающие в этой сфере, могут связаться с ними и предложить свои услуги. Это могут быть как площадки общего направления вроде supl.biz, так и узкоспециализированные, например, строительная площадка строительныезаказы.рф.
Конечно, каждый бизнесмен может зарегистрироваться на таких сайтах и напрямую купить готовых клиентов. Но продавцы лидов оплачивают доступ к десяткам подобных площадок и массово собирают с них контакты компаний для последующей перепродажи. Так что обратившись к ним, вы сможете получить больше лидов за меньшую стоимость, чем если бы занялись этим сами.
Иногда покупатель получает только контакты клиента, а иногда, как на скриншоте ниже, ещё и описание конкретной заявки.
Видели на сайтах всплывающие виджеты с бесплатными консультациями по юридическим, финансовым, автомобильным и иным вопросам?
Вы же не думаете, что на каждом сайте, принадлежащем какой-нибудь Васе Пупкину, круглосуточно сидят свои эксперты? Нет, всё работает иначе.
Вот как выглядит каждый найденный лид: видна суть проблемы, есть контакты, осталось связаться с потенциальным клиентом и убедить его воспользоваться платными услугами.
Под этим страшным словом подразумевается автоматизированный сбор данных о потенциальных клиентах из открытых источников при помощи специальных программ. Эти сервисы сканируют сайты, где клиенты могут размещать заявки о поиске различных услуг: на форумах, биржах, в соцсетях и так далее. После чего отбирают данные о клиентах по особым ключевым словам.
Есть сервисы, которые сами собирают данные при помощи таких программ в удобные тематические таблички, а есть те, которые предоставляют платный доступ к программе-парсеру.
Как это происходит за деньги. Допустим, вы — риэлтор или агентство недвижимости. Оплачиваете доступ к сервису вроде inpars.ru или choister.ru, который, в свою очередь, анализирует Яндекс.Недвижимость, Авито, ЦИАН и десятки других сайтов, а затем выводит для вас все подходящие предложения собственников недвижимости.
Компании, занимающиеся холодными звонками, прозванивают клиентов, которые могут вам подойти, по собственной «холодной базе» (обычно взятой из открытых источников или добытой при помощи деловых связей). Если потенциальный клиент заинтересован в вашей услуге, его перенаправляют к вам.
Пример. Вы ищете покупателей стройматериалов. Продавец клиентов найдёт в своей базе тех, кто может в этом нуждаться (строительные компании, ремонтные организации и так далее), прозвонит их и выберет тех, кто ищет новые предложения.
Читать по теме:
Узнайте, как вести диалог при «холодном» звонке, чтобы собеседник не бросил трубку после приветствия
Самый прямой и, возможно, самый честный способ продажи клиентов. Работает это так: крупная компания имеет договорённости с проверенными компаниями поменьше. Если по каким-то причинам клиент не подходит крупной компании или она не может взяться за него из-за высокой загрузки, заявка перенаправляется на компанию-партнёра. Разумеется, в рекомендательной форме, без какого-либо принуждения. В итоге и волки сыты, и овцы целы. Крупная фирма может получить с этого прибыль в виде процентов от сделок или фиксированной суммы.
Например, по такой схеме работают дизайн-студия Артемия Лебедева и её партнёры.
Артемий Лебедев глава Студии Артемия Лебедева
Чтобы стать участником [партнёрской программы], понадобится подписать соглашение о конфиденциальности и договор, прислать учредительные документы и внести депозит. […] В октябре 2016 года получено 148 заявок, выбрано 10 компаний. В среднем, каждый партнер получил от нас 138 предложений за прошедший год.
Юристы сходятся на том, что все эти методы приобретения лидов могут быть легальными, если продавец лидов ведёт себя законопослушно и берёт данные только с тех сайтов, которые честно получили и хранят данные.
Алина Шульга юрист, Москва
— Чтобы собирать, обрабатывать и хранить данные лиц, нужно почти всегда получать их согласие, а сами данные хранить в России. Это закреплено в ст. 6 ФЗ «О персональных данных»: «Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных». Кроме того, в ст. 8 того же закона [отмечено]: « В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных». Вывод такой, что все перечисленные способы [получения лидов] будут законны, если продавец лидов будет иметь согласие лиц на обработку и хранение данных о них.
Что касается согласия, то оно может быть дано в любой форме — лишь бы можно было подтвердить факт его получения. Это прописано в ст. 9 того же закона._
Так что если вы будете пользоваться услугами проверенных продавцов, то всё будет хорошо вне зависимости от способа получения лидов. Но что, если вы хотите перестраховаться? Есть выход.
Константин Каржавин юрист, Санкт-Петербург
— Для того чтобы обезопасить себя при получении контактов заказчиков, рекомендую заключить с указанными сайтами договор лидогенерации. Это договор в сфере интернет-маркетинга, основанный на генерации лидов и подразумевающий оплату за результативные контакты пользователей.
При заключении такого договора необходимо включить раздел ,[object Object],, в котором указать, что каждая из Сторон осуществляет свою деятельность в полном соответствии с требованиями законодательства РФ, обладает всей необходимой разрешительной документацией для выполнения обязательств по договору в силу законодательства РФ (в том числе согласие на обработку персональных данных).
[object Object],[object Object], ,«Сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения […] обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку».
Таким образом, при наличии договора и включенным в него подобным условием, ,[object Object], При этом вас не должно волновать, на основании чего сайт предоставляет вам лиды — важно, что сайт вас заверит о том, что согласие на обработку персональных данных получено в соответствии с законом.
Есть важный нюанс — пользователь может отозвать свои данные. Представьте: вы купили контакты, ещё не успели ими воспользоваться, и вдруг владелец их отозвал. Неужели придётся забыть о деньгах, потраченных на ветер? Нет. Выход есть всегда, просто о нём надо подумать заранее.
Максим Мальцев [object Object],, Москва
— Для того, чтобы данные физ. лица были переданы, нужно получить согласие этого лица как на обработку, так и на передачу данных третьим лицам. Однако клиент всегда имеет право это согласие отозвать. Многие сайты при регистрации содержат условие о согласии на обработку персональных данных. Мало, кто читает его до конца. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных», п.2:
«Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона».
Поэтому важно учитывать и способ сбора данных, которым пользуется посредник, и оформленное согласие на обработку данных от клиента, а также соблюдать свои интересы: ,[object Object]
Подводим итог. Обычно дело не только в том, где купить базу клиентов, но и в том, насколько законно хранят их данные сайты-продавцы. Если не хотите разбираться во всём досконально — заключите договор, включив в него пункты «Заверение об обстоятельствах» и «Освобождение от оплаты».
А дальше, когда у вас есть клиенты, надо работать с ними. Но даже команда опытнейших менеджеров по продажам не достигнет результата без подходящего инструмента. Мы рекомендуем вам S2 CRM — незаменимого помощника для отдела продаж. Эта облачная CRM-программа:
Попробуйте S2 CRM уже сегодня, тем более что сделать это можно совершенно бесплатно!
1500+ компаний выбрали нас. Определим ключевые задачи и предложим лучшее решение