Собирайте больше лидов, быстрее работайте с клиентами и принимайте решения
Организуйте работу любых отделов, автоматизируйте аналитику и контроль
Управление любыми ресурсами, неограниченная гибкость, решение в закрытом контуре
Решение для компаний, ключевым процессом которых являются прямые продажи
Решение для компаний, производящих любые виды товаров
Решение для компаний, работающих в сфере B2B
Решение для компаний, работающих в сфере услуг
Решение для компаний, оказывающих услуги в сфере доп. образования
Решение для компаний, для которых ключевыми являются процессы набора персонала
Решение для компаний, предоставляющих медицинские услуги
Решение для компаний, оказывающих любые виды транспортно-логистических услуг
Согласно исследованию компании C5 Insight, занимающейся внедрением CRM, в среднем 38% интеграций CRM в бизнес дают результат ниже прогнозируемого. Причина не в плохом IT-продукте, а в том, что компании не знают, как правильно внедрить CRM, допускают ошибки и в итоге теряют свои инвестиции.
Но если переход на CRM пройдет успешно, то инвестиции окупятся более чем в 5 раз. Согласно исследованию аналитической компании Nucleus Research, каждый доллар, вложенный в CRM, приносит 5,6 долларов прибыли.
Окупаемость инвестиций в CRM-продукт для бизнеса по данным аналитической компании Nucleus Research.
Чтобы понять, как должно проходить внедрение IT-продукта, мы рассмотрим основные этапы интеграции, а также типовые ошибки, которые часто допускают предприниматели.
Внедрение CRM проходит по-разному, но в этом процессе всегда присутствует семь основных этапов. На каждом из них в роли куратора выступает интегратор — представитель CRM-компании. Однако не стоит переживать — вам не придется писать «контрольную работу». Нужно просто следовать указаниям интегратора: точно описывать бизнес-процессы и проблемы, которые вы хотите решить при помощи IT-продукта.
Так как CRM-система позволяет улучшить и автоматизировать уже имеющиеся процессы, для начала их необходимо описать. Эти данные лягут в основу настроек программы:
Когда бизнес-процессы описаны, нужно проанализировать слабые места. Ведь именно для их устранения и внедряется CRM.
Например, ваши менеджеры медленно реагируют на новые заявки с сайта компании — перезванивают клиентам только на следующий день либо вообще забывают о них. В итоге компания теряет потенциальных покупателей. Это нужно указать в техзадании, чтобы интегратор предложил вариант решения проблемы. Но это будет происходить уже на следующем этапе.
Бизнес-процессы описаны, проблемы выявлены, и теперь нужно придумать, как их «победить» при помощи системы: какие процессы можно оптимизировать, ускорить, автоматизировать. Например, можно автоматизировать отправку SMS-уведомлений клиентам, выставление счета, постановку задач менеджерам и так далее.
На этом этапе интегратор может посоветовать изменить воронку продаж или усовершенствовать взаимодействие с клиентами, то есть выступает в роли бизнес-аналитика.
Читать по теме
Как управлять продажами с помощью CRM
Этот этап является технической реализацией предыдущего. Работа целиком ложится на специалиста по внедрению. Он осуществляет импорт данных, настраивает воронку продаж и чек-листы, создает пользовательские поля, прописывает сценарии автоматизации бизнес-процессов — то есть подстраивает интерфейс системы под ваш бизнес. Кроме того, на этом шаге настраивается интеграция CRM со сторонними сервисами, которые вы используете в работе: почта, IP-телефония, сайт компании, сервис SMS-рассылок и другие.
Прежде чем презентовать систему заказчику, специалист проверяет ее на наличие ошибок. Если выясняется, что в системе есть погрешности, например, не работает интеграция с сервисом email-рассылок, ее отправляют на доработку. Если все хорошо, то переходят на следующий этап.
Когда система окончательно доработана, ее демонстрируют клиенту. Специалист рассказывает, что именно было сделано по техзаданию, и объясняет, как работает система. По
Заказчик пробует сам работать в системе, а по возникающим вопросам консультируется с отделом внедрения. На этом же этапе происходит обучение сотрудников работе в системе.
CRM — это только инструмент, который сам по себе не приносит прибыли, поэтому на этом этапе важно не просто показать, как работает функционал системы, но и объяснить сотрудникам, чем эта программа лучше привычного Excel, и почему так важно кропотливо фиксировать в ней данные о клиентах и сделках на каждом этапе работы.
Читать по теме
Почему сотрудники не хотят работать в CRM
Даже если вы правильно выбрали систему и понимаете, как грамотно внедрить CRM, то вы все равно не застрахованы от ошибок. К счастью, можно использовать опыт других компаний, чтобы повысить шансы на успех.
Чаще всего допускаются ошибки на ранних этапах внедрения CRM-системы. Недочеты при описании бизнес-процессов и «узких мест» в воронке продаж могут привести к тому, что CRM-система не встроится в реальную деятельность компании и уж тем более не поможет в решении проблем.
Откажитесь от спешки и кропотливо выполняйте рекомендации специалиста по CRM. Если у вас небольшая компания из 10-20 человек, то интеграция займет 2-3 недели. Если речь идет о большой корпорации, то плавный процесс может занять до полугода. Перед тем как внедрять CRM-систему, обязательно сориентируйтесь на эти сроки.
Важно, чтобы CRM-система хорошо интегрировалась с другим программным обеспечением, которое использует компания. Иначе вы никогда не добьетесь того, чтобы в программе была вся актуальная информация о продажах и чтобы цепочка «касаний» работала без сбоев.
Еще на стадии выбора системы составьте список ПО и сервисов, с которыми нужна интеграция, и предоставьте его специалисту по внедрению CRM. Одновременно нужно делегировать процессы из других программных продуктов в CRM. Например, отказаться от Outlook и воспользоваться CRM со встроенным почтовым клиентом.
По данным C5 Insight, 35% пользователей CRM называют программную интеграцию ключевой трудностью при переходе на CRM-решения. А если выбранная вами система в принципе не поддерживает необходимые интеграции, то эта трудность станет фатальной.
Некоторые компании считают CRM волшебной палочкой, которая тут же поднимет их продажи, дисциплинирует менеджеров и наладит бизнес-процессы. Но CRM — это инструмент, а не панацея. Он работает, когда его грамотно настроили, научились им управлять, замотивировали сотрудников.
Именно поэтому перед внедрением нужно четко определиться, какие задачи должна решать CRM, что нужно автоматизировать и упростить, кто будет ответственным за внедрение и обучение сотрудников.
Читать по теме
Как управлять клиентами с помощью CRM
Хотите узнать больше? Зарегистрируйтесь в S2 CRM прямо сейчас. Наши специалисты перезвонят и проконсультируют вас по всем интересующим вопросам.
Автор: Дарья Милакова
1500+ компаний выбрали нас. Определим ключевые задачи и предложим лучшее решение