Собирайте больше лидов, быстрее работайте с клиентами и принимайте решения
Организуйте работу любых отделов, автоматизируйте аналитику и контроль
Управление любыми ресурсами, неограниченная гибкость, решение в закрытом контуре
Решение для компаний, ключевым процессом которых являются прямые продажи
Решение для компаний, производящих любые виды товаров
Решение для компаний, работающих в сфере B2B
Решение для компаний, работающих в сфере услуг
Решение для компаний, оказывающих услуги в сфере доп. образования
Решение для компаний, для которых ключевыми являются процессы набора персонала
Решение для компаний, предоставляющих медицинские услуги
Решение для компаний, оказывающих любые виды транспортно-логистических услуг
Под новый год Василий поставил главные цели в бизнесе. С 1-го января охватить рынок на всех материках, на полученные деньги купить контрольный пакет акций Apple и вывести новый вид коней с рогом на лбу. Василий не силен в целеполагании, но он не одинок в этом. Мы собрали типичные ошибки бизнесменов при постановке целей, чтобы вы не повторили их.
Мы уже писали о примерах личных целей в бизнесе, и вы знаете, что чаще всего людям не удается добиться своих целей, потому что они не знают о системе SMART. Лучше учиться на чужом опыте, поэтому мы перевели для вас статью из журнала The Balance и добавили еще несколько примеров неправильной постановки цели в бизнесе.
Когда главная цель в бизнесе с годами не меняется, есть риск отстать от потребностей рынка. Генри Форд вошел в историю, разработав Ford Model T — первый конвейерный автомобиль. Целью Форда на протяжении многих лет оставался выпуск качественных машин, но он не учел одного — он отстал от жизни.
За годы без модернизации и производства все той же Model T американский автопром окреп, а на рынок пришли новые компании со свежими идеями. Работа шла по принципу «и так сойдет». Итог: компания Форда потеряла 45% рынка.
Если делать упор только на достижение краткосрочных целей — например, на план продаж — есть риск привести компанию в тупик. Это можно сделать разными способами:
- откладывать инвестиции в развитие на будущее;
- предлагать клиенту большие скидки, чтобы запланированная на будущее сделка, состоялась сейчас;
- бездумно вкладываться в дорогостоящее продвижение;
- не продумывать долгосрочную стратегию развития.
Так было, например, в IBM. В годы, когда компания показывала очень медленный рост, руководство продолжало ставить планы увеличения продаж на 25-30%. На фоне замороженных бюджетов на развитие IT-проектов такие цели не могли воодушевить коллектив. После провального 1993-го года, когда компания показала убыток в 8 миллиардов долларов, топ-менеджмент принял решение и вовсе уйти от профиля IT-компании и сделать упор на оказание консалтинговых услуг.
Надпись на доске: «Я не буду бороться с будущим»,[object Object], ,Источник: giphy.com
Читать по теме
Факторы успеха компании: рассказывают динозавры бизнеса
Если у цели негативная формулировка в духе «уменьшить риски в сфере продаж», «ограничить количество перекуров» или «наказывать за опоздания», то ждать развития вряд ли стоит.
Такие установки влекут за собой цепочку запретов, что только подрезает крылья работникам: они перестанут проявлять инициативу (а вдруг еще «накосячу»?). У целей должно быть позитивное выражение, например «Увеличить долю рынка до 17% к 2020 году», это даст компании перспективу, к которой захочется стремиться.
Если проанализировать бизнес по разным показателям, то такую цель, которая всех заряжает, будет определить намного проще. Для этого лучше обратиться с профессионалам и заказать аудит компании.
Отрыв от реальности — частая ошибка бизнесменов. Так, в компании по производству ПО Siebel, руководство ставило всем региональным отделениям одинаковый план по выручке — 3,5 млн. долларов в квартал. В расчет не брались численность населения вверенных регионов, экономическая ситуация, уровень конкуренции на местном рынке. В итоге менеджеры в менее рентабельных штатах постоянно попадали под увольнение.
«Цели на месяц: держать продажи на уровне прошлого месяца и обучить нового сотрудника в отделе продаж» — таких установок ничего не стоит достигнуть, ведь это просто перечень рутинных задач. Целеполагание ради целеполагания дает лишь красивую галочку в блокнотике, и к реальным результатам это вас не продвигает. Так что лучше ставить цели, для достижения которых действительно нужно приложить усилия.
Иногда даже свой негативный опыт ничему не учит. Примером тому служит медийный конгломерат AOL. В 1998 году он приобрел ICQ за 400 млн. долларов, но перспективный сервис не оправдал надежд, в итоге его перепродали, но уже за 187 млн. долларов. Опыт неудачи AOL не учли и купили соцсеть Bebo за 850 млн. долларов. Позже BBC назвал эту сделку одной из худших за всю историю интернета — через два года компания продала сервис всего за 10 миллионов долларов.
Неудачные сделки вынудили конгломерат закрыть и другие проекты: Xdrive, AOL Pictures, BlueString, AOL Journal и AOL Hometown, так как у компании уже не осталось денег на их содержание.
Пожалуй, самый наглядный пример в нашей подборке — история многообещающего проекта российского спортивного автомобиля Marussia, который так и не был реализован. Создатели планировали продать 10 тысяч спорткаров этой марки в 2014 году — то есть, сроки были поставлены, цель была конкретна, измерима, значима (Marussia должен был стать спорткаром превосходного качества в винтажном стиле).
Не был выполнен лишь один принцип системы SMART — достижимость цели не продумали: планируемая бюджетная цена автомобиля не покрывала затраты на компоненты от мировых поставщиков, с которыми так и не удалось договориться. В итоге дело не дошло даже до сборки прототипа, не говоря о серийном производстве: спонсорские деньги закончились и проект закрыли.
Ставить цели для всей компании и отдельных сотрудников и отслеживать их выполнение поможет не архаичный блокнот, а специально разработанные программы. Например, SalesapCRM, с помощью которой можно:
И пусть CRM-система не сформулирует цели за вас, зато с ее помощью вы сможете контролировать их достижение. Узнайте больше о работе с задачами и целями на нашем сайте.
Автор: Дмитрий Родимов
1500+ компаний выбрали нас. Определим ключевые задачи и предложим лучшее решение