Как правильно управлять персоналом: чек-лист для директора
Мировой банк изучил экономику 192 стран и выяснил: только 20% роста зависит от природных ресурсов, а от человеческих — целых 64%. А значит, для всех, у кого нет своей нефтяной скважины, актуален вопрос: как руководить персоналом,чтобы получить максимум от человеческого капитала? Ответы и советы экспертов читайте в нашем чек-листе.
Содержание:
[1. Ставьте задачи по системе SMART](#Ставьте задачи по системе СМАРТ)
[2. Используйте бонусы и KPI для материальной мотивации](#Используйте бонусы и КПИ для материальной мотивации)
[3. Используйте нематериальную мотивацию](#Используйте нематериальную мотивацию)
[4. Автоматизируйте рутинные процессы](#Автоматизируйте рутинные процессы)
[5. Пропишите миссию компании совместно с сотрудниками](#Пропишите миссию компании совместно с сотрудниками)
[6. Не перегружайте сотрудников](#Не перегружайте сотрудников)
[7. Не бойтесь брать «зеленых» новичков и делать из них профи](#Не бойтесь брать зеленых новичков и делать из них профи)
[8. Обеспечьте возможность обучения сотрудникам](#Обеспечьте возможность обучения сотрудникам)
[9. Не тащите все на себе](#Не тащите все на себе)
[10. Проводите регулярные совещания](#Проводите регулярные совещания)
Ставьте задачи по системе SMART
Каждый сотрудник должен адекватно понимать поставленную задачу, а не как в анекдоте:
«При нашествии саранчи в Корее власти объявили, что за каждое принесенное насекомое правительство будет выплачивать 1 юань. Планировалось, что так удастся выловить саранчу с полей и сохранить урожай. Но народ не понял цель, и все стали выращивать саранчу»
Чтобы у вас не получилось так же, ставьте цели по системе SMART. Они должны отвечать 5 параметрам:
Пример постановки задач по системе SMART:
Чтобы магазин спорттоваров получил за месяц прибыль в 250 000 рублей, каждый из 5 менеджеров должен закрыть 10 сделок. При этом сумма каждой должна быть не меньше 5 000 рублей.
Здесь есть конкретная цель, которая измеряется в деньгах: 250 000 рублей. Достичь ее можно, поделив обязанности между точным количеством менеджеров. Закрыть по 10 сделок за месяц с минимальной суммой в 5 000 рублей — это реально для каждого из них.
Читать по теме
Посмотрите, как НЕ НУЖНО ставить цели по системе SMART
Используйте бонусы и KPI для материальной мотивации
KPI — это количественные показатели работы менеджеров (звонки, сделки, новые клиенты и т.д.), от которых зависит их зарплата. Когда начальник видит, что недельная выручка низкая, то ему не понятно, чем занимаются менеджеры?
Здесь обычно встает вопрос о пересмотре KPI. Кто будет активнее работать: тот менеджер, у которого высокий оклад и небольшие проценты от продаж, или тот, у кого низкий оклад, но за каждый звонок и апсейл он получает хорошую надбавку? Очевидно, второй. Внедряйте бонусы и ждите успеха: пообещайте прибавку к окладу при перевыполнении плана на 20%. Сотрудники станут куда эффективнее!
Читать по теме
Правильно подобрать ключевые показатели поможет наша статья о 20+ важнейших показателях KPI для менеджера.
Используйте нематериальную мотивацию
Согласно теории психолога Абрахама Маслоу, высокая зарплата и премии закрывают только часть потребностей человека. Поэтому финансовой мотивации надолго не хватает. Чтобы действительно влюбить сотрудников в работу, дайте им кое-что получше денег:
- карьерный рост;
- поздравления с важными событиями в жизни;
- повышение квалификации;
- публичную похвалу;
- геймификацию коллектива (например, начисление баллов за каждую закрытую сделку, а в конце года их обмен на приз).
Автоматизируйте рутинные процессы
Сложно руководить даже несколькими людьми. А как научиться управлять персоналом, когда в коллективе 50 человек? Физически невозможно ставить задачи каждому, следить за работой и контролировать сроки. Сотрудники расслабляются и делают вид, что о чем-то забыли. У руководителя все валится из рук.
Чтобы взять под контроль все процессы, попробуйте работать в специальных программах — CRM-системах. Они берут на себя большую часть вашей работы.
Что именно, расскажем на примере облачной программы SalesapCRM.
- Вы создаете в системе задачу, ставите срок исполнения и назначаете ответственного менеджера. CRM сама оповещает его о новом задании, а ближе к дедлайну напоминает, что пора поторопиться. Если менеджер просрочит задачу — она сразу присылает вам уведомление.
- Система высылает напоминания о встречах и делах.
- Рассказывает о ходе сделок. Например, у каждой карточки сделки есть полоска с цветовым индикатором. Чем она ближе к правому краю, тем меньше времени остается для того, чтобы перевести сделку на следующий этап. При этом она меняет цвет с зеленого на красный. Так вы увидите, по каким сделкам долго нет изменений, и сможете вовремя подтолкнуть ответственного менеджера, не допуская «зависания» продаж.
Цветовой индикатор информирует о ходе работы со сделкой в SalesapCRM
-
Обязует менеджеров до конца заполнять карточки клиентов и не дает переводить сделки на следующий этап, пока не выполнит обязательные условия на предыдущем. Для этого в ней настраиваются обязательные поля.
-
Показывает любые отчеты в режиме online. Ни вам, ни сотрудникам не придется больше часами сводить цифры в Excel.
Хотите прокачать отдел продаж?
Внедрите CRM-систему S2!
Менеджеры будут в 6 раз быстрее составлять документы, начнут экономить до 30% времени и продавать на 50% больше!
Напишите миссию компании вместе с сотрудниками
Специалисты компании PricewaterhouseCoopers опросили почти 1500 руководителей бизнеса о составляющих успеха их компаний. 67% опрошенных уверены, что талантливые специалисты долго работают только в тех компаниях, цели которых им интересны и где их работа приносит пользу. Поэтому проговаривайте сотрудникам, как важен их вклад в общее дело.
Написать миссию компании несложно. Достаточно ответить на 5 вопросов:
- Основная деятельность (Продажа велосипедов)
- Покупатели — кого призываем к покупкам (Родители, бабушки и дедушки)
- Потребности покупателей, которые удовлетворяет компания (Велосипеды недорогие и качественные)
- Польза компании населению (Продажа велосипедов, на которые не страшно посадить детей)
- Показатель успеха компании (Велосипеды компании есть у 35% семей Московской области).
Не обязательно вписывать в миссию ответ на каждый вопрос. Сумейте выделить главное и написать короткую и четкую формулировку, в которой отразятся ваши истинные намерения. В нашем примере миссия получится такая:
Мы гордимся тем, что продаем безопасные и надежные велосипеды. Наша компания способствует развитию велоспорта в России и прививает к нему интерес молодежи.
Но как добиться того, чтобы весь персонал хорошо понимал миссию компании и разделял ее ценности?
Наталья Бажанова, координатор клуба Мастер-HR для портала «Биржа»:
— Если организация недавно появилась на рынке, и коллектив еще небольшой, то миссию хорошо бы формулировать вместе со всеми, например, мозговым штурмом. А если компания уже существует более 5 лет, коллектив разросся, а миссии нет, то лучше передать эту задачу топ-менеджерам и персоналу. Пусть они сами постараются ответить на вопрос: «Для чего мы работаем?»
Не перегружайте сотрудников
Если дать человеку одну задачу или сразу 10, эффективность его работы останется одинаковой: за раз он сможет выполнить только одно дело. Так зачем перегружать сотрудников и ввергать их в стресс десятками поручений? Берегите их ресурсы и помните: чем меньше поручений, тем меньше они допустят ошибок.
Не перегружайте работников, иначе…
Читать по теме
Как сделать из менеджеров джедаев, которые справляются с любой задачей и не устают?
Не бойтесь брать «зеленых» новичков и делать из них профи
Каждая компания по-своему смотрит на вопрос приема сотрудников. В «Правэкс-Банке», например, охотно берут на работу молодых специалистов и стараются вырастить из них мотивированных руководителей. А руководство завода «Азовсталь» отдает предпочтение опытным соискателям, не тратя ресурсы на обучение молодежи. Что выгоднее?
Юлия Мякушина, HR-консультант:
– Опытный сотрудник выгоден тем, что он с первых дней работы выдает высокий КПД, но профессионал на рынке труда стоит дорого. Молодой специалист выгоден тем, что руководитель может «вырастить» и обучить его под свою компанию. Работать молодой специалист готов на зарплату ниже рыночной, но потребуется время и наставник. Каждому работодателю самостоятельно нужно принимать решение, какой вариант ему более выгоден в конкретной ситуации.
Обеспечьте возможность обучения сотрудникам
Не давайте мозгам сотрудников закостенеть: постоянно обучайте их новому. Тогда слабые подтянутся, а сильные будут заинтересованы в том, чтобы расти вместе с вами.
Бизнес-тренер Елена Безлепкина на семинарах рассказывает, как эффективно управлять персоналом. Она выделяет аж 21 способ обучения, и все они нацелены на умение самостоятельно принимать решения, работать в команде, осваивать новые профессии и руководить. Можно на пару дней позволить менеджеру стать «тенью» директора, а можно на какое-то время поменять местами сотрудников из разных отделов. Все пойдет на пользу!
Не тащите все на себе
Бизнес-консультант из США Стивен Кови считает, что только 25% руководителей могут добиться открытого взаимопонимания с подчиненными. Они-то знают, как управлять персоналом на предприятии и способны правильно делегировать обязанности.
Читать по теме
Хотите войти в 25% успешных руководителей? Читайте, как правильно делегировать, 100% результат по методу Стивена Кови.
Проводите регулярные совещания
Совместный «разбор полетов» активизирует самые важные принципы, на которых строится управление коллективом:
- Синергия. Во время обсуждения в группе сотрудники мыслят как единое целое, где каждый дополняет мысли другого. Так решение вопроса происходит быстро и эффективно.
- Сплоченность. Формируется уважение к коллегам и руководителю. Так формируется команда.
- Понятность. О любых изменениях, которые вы задумали, лучше сказать подчиненным прямо, а не внедрять исподтишка.
Читать по теме
На совещании обсуждаются все планы и задачи на день, неделю, месяц или год. Как не забыть о важном и правильно составить задачи, читайте в нашем блоге.
Вы ознакомились с нашим примером кейса по управлению персоналом, и теперь можете сравнить с ним свой метод управления. Сколько пунктов выполняете? Практически все – вы лучший руководитель! Меньше половины – вам есть к чему стремиться.
Автоматизируйте рутинные процессы и уделяйте больше времени общению с вашими сотрудниками. Зарегистрируйтесь в SalesapCRM и бесплатно протестируйте все возможности системы в течение 7 дней. Делайте свой бизнес лучше, а работу коллектива — продуктивнее.
Автор: Руслан ЛЕЖЕНИН
Помогаем эффективнее управлять бизнесом
В S2 есть:
- _check_захват заявок с сайта, почты и соцсетей;
- _check_автоматизация процессов и аналитика;
- _check_календарь для записи клиентов;
- _check_калькулятор стоимости услуг;
- _check_шаблоны документов и писем;
- _check_IP-телефония, e-mail- и sms-рассылки,
- _check_бесплатный тестовый период 7 дней.
Понравилась наша статья? Оцените наш продукт для управления бизнесом Понравилась наша статья? Оцените наш продукт для управления бизнесом
Мы с любовью относимся не только к контенту, но и к нашему продукту. Протестируйте гибкую, удобную и быструю систему. Создана с любовью командой S2.