Решения
По размеру

Малый бизнес

Собирайте больше лидов, быстрее работайте с клиентами и принимайте решения

Средний бизнес

Организуйте работу любых отделов, автоматизируйте аналитику и контроль

Крупный бизнес

Управление любыми ресурсами, неограниченная гибкость, решение в закрытом контуре

По отрасли

CRM для продаж

Решение для компаний, ключевым процессом которых являются прямые продажи

CRM для производства

Решение для компаний, производящих любые виды товаров

CRM для B2B

Решение для компаний, работающих в сфере B2B

CRM для B2C

Решение для компаний, работающих в сфере B2C

CRM для образования

Решение для компаний, оказывающих услуги в сфере доп. образования

CRM для рекрутинга

Решение для компаний, для которых ключевыми являются процессы набора персонала

CRM для клиник

Решение для компаний, предоставляющих медицинские услуги

CRM для логистики

Решение для компаний, оказывающих любые виды транспортно-логистических услуг

Все отрасли

+7 499 490-71-05
Вход

Как составить план продаж: популярные методы и примеры

Основатель маркетингового агентства In-scale Никита Жестков на одном из своих семинаров спросил участников, составляют ли они план отдела продаж**. Руки подняли только 20% аудитории. Остальные сказали, что либо не могут его определить, либо у них специфичные продажи, которые сложно спрогнозировать. Но эксперты утверждают, что это типичные возражения, и план возможен в любом бизнесе. Мы поговорили с практиками и выяснили,** как правильно составить план продаж в малом бизнесе.

Содержание:
[I. Зачем нужен план продаж](#Зачем нужен план продаж)
[II. Методы составления плана продаж](#Методы составления плана продаж)

[1. Субъективное мнение](#Субъективное мнение)
[2. Статистический анализ спроса](#Статистический анализ спроса)
[III. Как построить план продаж: образец](#Как построить план продаж: образец)
[IV. Как отследить выполнение плана](#Как отследить выполнение плана)

Зачем нужен план продаж

По мнению экспертов, у этого документа несколько функций.

Александр Федотов, специалист по продажам в сфере event-услуг:
— Он нужен, чтобы отслеживать эффективность работы в текущий момент и понимать, в минусе ты или в плюсе. План работает как мотивационный инструмент. Например, если мне нужно сделать, условно, x10, то я ставлю менеджерам задачу x20. И тогда x10 они точно сделают. Я могу выделить четыре причины, для чего нужен план продаж_:_

  • чтобы структурировать компанию (в нем отмечается ответственность каждого отдела),
  • анализировать продажи,
  • мотивировать персонал,
  • масштабировать бизнес (если компания находится в стабильном плюсе, то можно расширяться).

Сергей Кудрявцев, гендиректор компании «АкваБур»:
— План хорошо влияет на рост продаж, однако оценить это влияние в рублях или процентах невозможно. Оно заметно в ситуациях, когда в середине месяца количество сделок явно не оправдывает ожиданий. План продаж сигнализирует о проблемах, и это позволяет нам собраться, принять меры и выровнять продажи.


Читать по теме
Как правильно выстроить систему продаж, чтобы легко реализовывать поставленные планы, читайте в нашем блоге.

Назад к содержанию

Методы составления плана продаж

Существуют субъективные и объективные методы прогнозирования продаж. Субъективные основаны на личных мнениях разных людей. Это могут быть и продавцы, и менеджеры компании, и потенциальные покупатели. К объективным относят те, которые базируются на аналитических данных: анализ рынка, анализ временных рядов, статистический анализ спроса и т.д.

Наши эксперты отметили, что в компаниях малого бизнеса наиболее популярными из субъективных методов являются мнение персонала и мнение руководителей. А из объективных — статистический анализ спроса. Рассмотрим, как их правильно использовать.

Субъективное мнение

Дешевый и быстрый метод. Но его минус — низкая объективность. Есть два варианта, как ставить план продаж с помощью данного метода:

  1. Опросить торговый персонал и узнать, сколько товаров или услуг каждый сотрудник рассчитывает продать за определенный период времени.
  2. Неформальный опрос руководителей. Если точки зрения опрашиваемых сильно расходятся, то их собирают в группу для обсуждения будущих показателей, где в процессе дискуссии принимается общее решение.

Александр Примак, коммерческий директор компании «A-leads»:
— Первый способ хорошо работает только на этапе роста, когда можно позволить свободу продавцам самим устанавливать план. Если они достигают поставленных задач, то зарабатывают много, не достигают — теряют в зарплате. Когда компания встала на ноги, план должны устанавливать только руководители. 

Назад к содержанию

Статистический анализ спроса

Трудоемкий метод, зато дает объективный результат. Нужно собрать все данные прошлых продаж, провести экономический анализ показателей и сделать выводы. При этом нужно учитывать факторы, которые влияют на объем сделок. К примеру, если компания производит палатки для туристов, то нужно учитывать сезонность, ведь весной и летом спрос будет повышаться.

Вот как можно составить план продаж на месяц, чтобы поставить достижимые цели сотрудникам.

Сергей Кудрявцев, гендиректор компании «АкваБур»:
— Мы включаем данные о предстоящих сделках, в которых уверены. Далее путем математических вычислений добавляем рост продаж в определенные месяцы за несколько лет. Учитываем факторы, влияющие на спрос  в отрасли и во внешней среде. Это может быть что угодно, вплоть до прогноза погоды. Таким образом, путем статистического анализа изучается динамика уровня сделок — как сезонная, так и годовая. На сегодняшний день среднее выполнение месячного плана колеблется от 98 до 104%. Вместе с продажами мы планируем конверсию и отслеживаем эти показатели во взаимосвязи. 

Если ваш бизнес работает в интернете, то не обязательно перелистывать кипы отчетов. Статистику можно собрать там же — в интернете.

Александр Примак, коммерческий директор компании «A-leads»:
— Спрос можно проанализировать путем экстраполяции данных статистики wordstat.yandex. К примеру, мы знаем, что в июле прошлого года спрос вырос на 19% по отношению к июню. Значит, в этом году в июле мы не будем делать много рекламы, так как товар продастся и без нее. А в сентябре прошлого года покупали меньше, значит в этом году мы вписываем в план увеличение расходов на рекламу именно в сентябре, чтобы удержать покупателей и нарастить продаж. С другой стороны, мы имеем экономические реалии. К примеру, лимит по возможной дебиторской задолженности. Это ограничивающий фактор, который надо учитывать. 

Есть инструмент, который может собирать всю статистику по продажам за вас. Это CRM-система. Но не каждая подойдет именно вашему бизнесу. Сначала составьте список данных, по которым собирается статистика, а затем уже выясняйте, как работать с ними в CRM. Если вам сложно сделать это самостоятельно, то закажите аудит у специалистов. Они проанализируют ваш бизнес по 50-ти показателям и подскажут верное решение.

Назад к содержанию

Как построить план продаж: образец

В каждой компании свои правила: кому-то удобно работать только по годовому плану, кому-то — разбивать его помесячно или ежедневно. Рассмотрим, как поставить план продаж на год на основе статистики: сбора данных по прошлым сделкам, анализа поведения клиентов и ситуации на рынке.

Топ-менеджер компании Mabe Евгений Харитонов на портале «Деловая среда» рассказал, что нужно использовать два подхода, а затем соединять их в единый план.

  1. Планирование «сверху».

Для этого нужно знать показатели своих продаж за прошлый год, динамику их роста, а также на сколько растет рынок в целом.

[object Object]

Исследования рынка говорят о том, что он в следующем году увеличится на 20%.

Динамику роста вашей компании надо смотреть по итогам двух последних лет. Допустим, если в 2017 году вы заключили 500 сделок, а в 2018 — 750, значит рост компании составляет 50%.

Компания развивается быстрее рынка, поэтому если запланировать на 2019 год увеличение продаж на 20%, то это приведет к сдерживанию роста компании. Зачем вам это надо? И наоборот: если попытаться удержать планку и поставить в план +50% продаж, то вы рискуете затоварить рынок.

Таким образом, при данных показателях целесообразно увеличить план только на 30-35%.

  1. Планирование «снизу».

Здесь нужно анализировать поведение клиентов: кто сколько продукции купил, на какую сумму, в какие месяцы, при какой погоде (если это актуально для вашего бизнеса), растет ли компания клиента (если вы работаете в сфере b2b). Затем на основе данных делаете прогнозы.

[object Object]

Вы оказываете услуги по химчистке ковров и мягкой мебели на дому. Сравним поведение двух клиентов.

1. Семейная пара среднего возраста, щепетильные люди. Обращаются раз в год в сентябре, так как летом живут на даче и по возвращении освежают диваны после трехмесячного заточения в душной квартире. Требуют качественной чистки.

2. Многодетная семья с собакой. За год обращаются 5 раз, чтобы отмыть ковры от пролитых красок, диваны — от фломастеров, шерсти и запаха псины.

При составлении плана ориентируемся на потребности клиентов: первые обращаются редко и готовы переплачивать за качество услуг; вторые обеспечивают много сделок и заинтересованы в быстром результате.

Значит, первых нужно выводить на высокий чек: предлагать дорогие средства, использовать оборудование для глубокой очистки и т.д. Тратиться на e-mail рассылку не имеет смысла — чаще раза в год ваши услуги им просто не нужны.
А вот вторым можно предложить скидки в честь дней рождения членов семьи, рассылать оповещения об акциях и т.д. Эти и прочие ,[object Object], могут реально повысить число обращений, ведь клиент нуждается в ваших услугах постоянно, и скидки повысят его лояльность.

Допустим, за последний год у вас было 250 клиентов с потребностями, как у первой семьи и 100 таких, как вторые. Всего вы заключили 750 сделок:

250*1+100*5=750

Учитывая, что продажи надо поднять на 30%, но потребности клиентов заставляют делать это двумя разными способами (увеличивать средний чек для одних и число повторных обращений для других), рассчитываем план:

 

Цель

Расчет

Клиенты 1

Увеличить средний чек сделки на 30%

Допустим, средний чек в компании —1000 рублей.
1000+30%=1300

Клиенты 2

Увеличить количество повторных обращений на 30%

За прошлый год их вышло 500.
500+30%=650

В плане нельзя не учитывать риски: часть клиентов может уйти. И сколько их уйдет — предугадать почти невозможно. Поэтому в план надо включить привлечение новых клиентов на те же 30%.

Назад к содержанию

Как отследить выполнение плана

Но мало ознакомить коллектив с документом — надо проследить, как выполняется план отдела продаж. Проще всего это сделать в CRM-системе. Во многих сервисах, например в облачной программе SalesapCRM, есть функция постановки целей и KPI.

Руководитель может задать в системе планы для каждого сотрудника и общие для отдела на год вперед со строгими дедлайнами. Они будут отображаться на отдельном виджете прямо на рабочем столе. У каждой задачи появится цветовой индикатор, который покажет, как сотрудник движется к цели: ближе к дедлайну он станет оранжевым, а при наступлении срока — красным.

Отчет по работе отдела продаж в SalesapCRM: сверху виден индикатор движения к цели и указан процент выполнения плана; внизу — график выполнения плана коллективом. Таким же образом можно выставить индивидуальный график для каждого менеджера.

Такой отчет помогает директору понять, когда нужно поторопить сотрудников, чтобы не сорвать дедлайн. Допустим, за месяц нужно закрыть сделок на 200 тысяч рублей. В середине месяца руководитель загружает отчет и видит, что удалось заработать только 60 тысяч. Логично, что такими темпами отдел не выполнит план. И он принимает меры по ускорению работы.

Руководители, которые не выстраивают план работы по продажам, рискуют получить убытки, так как не ставят перед менеджерами четких целей и не подстраиваются заранее под изменения рынка. Он сейчас очень динамичен, поэтому если кто-то еще не планирует продажи, то пора это делать. Но при работе с планом продаж есть один важный принцип: он должен выполняться, иначе зачем он нужен? Если вы решили взять в помощники CRM-систему, то регистрируйтесь в SalesapCRM. Первые 7 дней ее можно протестировать бесплатно. 

Назад к содержанию

Автор: Елена Зайцева

Помогаем эффективнее управлять бизнесом

В S2 есть:

  • _check_захват заявок с сайта, почты и соцсетей;
  • _check_автоматизация процессов и аналитика;
  • _check_календарь для записи клиентов;
  • _check_калькулятор стоимости услуг;
  • _check_шаблоны документов и писем;
  • _check_IP-телефония, e-mail- и sms-рассылки,
  • _check_бесплатный тестовый период 7 дней.

Попробовать S2

Получите полный доступ и план внедрения

1500+ компаний выбрали нас. Узнайте как S2 сможет помочь вашему бизнесу